понедельник, 17 октября 2011 г.

Семантический дифференциал

Метод семантического дифференциала (далее СД) был разработан американский психологом Чарльзом Осгудом в пятидесятые годы двадцатого века. Своеобразие метода заключается в том, что он описывает эмоционально-оценочный компонент значения понятий и символов.
Семантический дифференциал опирается на эффект синестезии (греч. συναίσθηση - одновременное ощущение, совместное чувство).  Синестезия - это явление восприятия, когда при раздражении одного органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другому органу чувств. Синестезия лежит в основе метафорических переносов и оценок, которые делают возможными высказывания типа “бархатный голос”, “кислая физиономия” и т.п.
Благодаря эффекту синестезии мы можем воспринимать и оценивать, например, голос как "мягкий или твердый", а характер как "легкий или тяжелый".
Ч.Осгуд предложил измерять объекты (понятия, изображения) по биполярным шкалам, полюса которых заданы прилагательными-антонимами.



Каждый испытуемый ставит оценки на основе личных ощущений. При этом понятие с одним и тем же словарным значением может у разных людей получить разные оценки. 

В качестве примера рассмотрим понятие "сигарета".

Испытуемый 1 – любитель курения
Испытуемый 2 – противник курения
Для первого испытуемого сигарета: добрая, радостная, приятная
Для второго: злая, мрачная, опасная

Другой пример: кошка
Испытуемый 1 – человек, держащий дома кошку
Испытуемый 2 – человек, у которого кошка съела любимую птичку
Для первого испытуемого кошка: добрая, нежная, маленькая
Для второго: агрессивная, злая, активная


Ч.Осгуд провел многочисленные эксперименты и установил, что оценки по различным шкалам коррелируют и связывают их в своеобразные пучки или факторы. Для общего случая он выявил три основных фактора: оценка, сила и активность. Каждый фактор имеет базовые шкалы. Фактор оценки: хороший – плохой, приятный – неприятный, красивый – уродливый. Фактор силы: сильный – слабый, большой – маленький, тяжелый – легкий. Фактор активности: быстрый – медленный, активный – пассивный, острый – тупой. Эти три фактора оказались универсальными для всех языков Наряду с классическим случаем были выделены частные семантические дифференциалы для отдельных тематических классов объектов.
Метод семантического дифференциала нашел широкое применение в различных областях: маркетинг, реклама, политические исследования, изучение группового поведения, анализ и прогнозирование межличностной совместимости в малых профессиональных группах и др.

Приложение:  Список из 25 шкал для классического семантического дифференциала:
1. Лёгкий — тяжёлый
2. Радостный — печальный
3. Слабый — сильный
4. Плохой — хороший
5. Большой
 — маленький
6. Тёмный
 — светлый
7. Активный
 — пассивный
8. Противный
 — приятный
9. Горячий
 — холодный
10. Хаотичный
 — упорядоченный
11. Гладкий
 — шершавый
12. Простой
 — сложный
13. Расслабленный
 — напряженный
14. Влажный
 — сухой
15. Родной
 — чужой
16. Мягкий
 — твердый
17. Дорогой
 — дешевый
18. Быстрый
 — медленный
19. Злой
 — добрый
20. Жизнерадостный
 — унылый
21. Любимый
 — ненавистный
22. Свежий
 — гнилой
23. Глупый
 — умный
24. Острый
 — тупой
25. Чистый — грязный

Комментариев нет:

Отправить комментарий